В конце декабря в Ростове откроется первый в области семейный МФЦ. IT-решение для его автоматизации разработала таганрогская компания ООО «ТМ Автоматика», основатель которой — предприниматель, программист и мама пятерых детей Юлия Голец. Основой информационной системы, которую «ТМ Автоматика» поставит в рамках этого проекта, стал собственный продукт компании, созданный для центров социального обслуживания населения, который сейчас используется почти в 170 ЦСО по всей России.

Владельцем собственного бизнеса Юлия Голец стала неожиданно для себя самой в 2011 году. До этого она работала в ОАО «Дакссофт», дочерней IT-компании металлоторгующего холдинга, где занималась маркетингом и продажами: работодатель Юлии выполнял заказы не только материнской группы, но и сторонних заказчиков: объем заказов металлотрейдера позволял платить зарплаты и налоги, содержать офис, но деньги на дополнительные расходы IT-компания зарабатывала самостоятельно.
В конце 2010 года «Евраз Холдинг» закрыл сделку по покупке таганрогского металлоторговца. Новый владелец решил отказаться от всех непрофильных активов, включая разработчика IT-решений.
— На новый год нам сказали: «Всем спасибо, все свободны», — вспоминает Юлия Голец. — С этого и началось мое свободное плавание. Всех сотрудников, которые, по сути, остались без работы, я забрала к себе, фактически в одну ночь став работодателем для коллектива из разработчиков, тестировщиков и менеджеров по продаже. Уходили мы в никуда, и в первые полгода было крайне тяжело.
Главной сложностью для Юлии стало не отсутствие заказов — они были, как и портфель заказчиков, находить новые в IT тоже было не трудно. Была и команда, но не хватало предпринимательских и управленческих знаний, осваивать их пришлось «на лету».
— Наиболее забавная история была связана с бухгалтерией, в которой я тогда вообще ничего не понимала, — рассказывает Юлия. — Мне сказали, что лучший выход — отдать бухгалтерию на аутсорс, я так и поступила. Исправно передавала аутсорсеру все документы, перечисляла все необходимые деньги. Но, когда прошел год, я уже немного «выдохнула» и почитала о бухгалтерском учете, мне показалось, что налогов я плачу очень много. Цифры не сходились.
Независимая оценка, проведенная знакомым бухгалтером Юлии по ее просьбе, показала, что за год она переплатила налогов на 120 тыс. рублей.
— Компания, которая меня обслуживала, «от фонаря» что-то рисовала, а я просто это оплачивала, — говорит Юлия. — Я потом еще год или даже полтора не платила налоги вообще, потому что у меня была переплата, которую удалось перезачесть. Так я поняла, что отдавать бухгалтерию на аутсорс — для начинающего предпринимателя не лучшая идея. Если ты руководитель, ты должен разбираться во всем, хочешь ты этого или не хочешь. И только когда ты в вопросе разобрался, можешь отдать его на аутсорс, потому что уже понимаешь: сумма должна быть примерно такой-то плюс-минус, условно, несколько тысяч.
Новая ниша
В 2011 году произошло событие, определившее дальнейший путь развития «ТМ Автоматики». К компании обратился таганрогский Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, которому нужна была система автоматизации для учета подопечных и оказанных им услуг. ЦСО рассматривал подобный продукт другого разработчика, но он не устроил, а дорабатывать его исполнитель оказался не готов.
— На тот момент это была заказная разработка, такая же, как десятки других, — вспоминает Юлия Голец. — Но ЦСО она настолько понравилась, что они начали о ней рассказывать своим коллегам. О том, что такая ниша вообще есть на IT-рынке, мы не знали и не искали ее специально. Но она оказалась свободна: в то время ЦСО использовали для автоматизации своей работы Excel, и это еще в лучшем случае. А крупные IT-разработчики этим сегментом не интересовались, поскольку в основном работали по аутсорсингу на западных заказчиков, где совсем другие заработки. Для них заказы ЦСО были мелочью, ради которой не стоит ехать в какой-нибудь отдаленный район, устанавливать продукт, потом его поддерживать.

В 2015 году ситуация изменилась. Новая версия федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан» обязала регионы разработать и внедрить информационные системы для управления деятельностью этой сферы. После этого рынок IT обратил внимание на сегмент ЦСО. Но к тому времени «ТМ Автоматика» успела прочно закрепиться в этой нише. На сегодняшний день ИС «Учет клиентов ЦСО» используется в 167 центрах соцобслуживания по всей России. Основная часть заказчиков приходится на европейскую часть страны, но есть клиенты и в более отдаленных регионах — в Свердловской области, Иркутске, Кузбассе. Сейчас компания ведет переговоры с ЦСО в Ямало-Ненецком автономном округе. В 2024 году ИС «Учет клиентов ЦСО» стала номинантом премии «Лучшее решение для социальных задач» в Фонде развития интернет-инициатив при Минцифры России.
Не по дороге с облаками
Продукт для автоматизации социального обслуживания — не единственный, созданный компанией Юлии Голец. Около четырех лет «ТМ Автоматика» продвигала информационную систему для колледжей и техникумов — базу данных студентов с оценками и отчетностью. Также компания разработала продукт для печати дипломов: когда их перестали выписывать от руки и начали печатать на бланках, образовательным учреждениям приходилось совершать сложные манипуляции с набором текста, его последующей распечаткой и копированием на бланк с помощью ксерокса. Решение «ТМ Автоматики» позволяло этого избежать.
— Это приложение разлеталось как горячие пирожки, — говорит Юлия Голец. — Мы его продавали по всей стране вплоть до Магадана. Но стоило оно, условно говоря, пять копеек, через какое-то время нам это дело надоело и мы его закрыли. До сих пор иногда звонят и спрашивают об этом продукте.
Другое направление ООО «ТМ Автоматика» — решение для автоматизации работы кинотеатров — «ТМ Автоматика» окончательно закроет в нынешнем году. Причины — в сложной ситуации на рынке кинопроката, говорит Юлия: ПО для кинотеатра — не тот проект, который стоит сейчас запускать. Свою роль играет также сложность интеграции IT-продуктов с государственными информационными системами.
— Например, «Пушкинская карта» технически реализована довольно сложно, — рассказывает предпринимательница. — Ты приложил карточку к терминалу, и дальше происходит магия. Но эта магия подразумевает отправку целого ряда запросов, получение ключей и т. д. Пользователю то, что скрыто «под капотом», не видно, как и то, что оно постоянно меняется. Вроде бы, ты все сделал, все заработало, но проходит неделя — и появляются новые требования. У нас не так много кинотеатров на обслуживании, чтобы оправдать постоянную доработку этого продукта. Если бы их было 200-300, это имело бы смысл.
Кроме того, отмечает Юлия Голец, сейчас бизнес активно переходит на использование облачных решений, где низкий порог вхождения. В долгосрочной перспективе установить нужную систему обойдется дешевле, чем использовать ее облачный аналог, считает предпринимательница, но бизнес ищет возможности сэкономить здесь и сейчас. В бюджетной сфере ситуация другая.
— Для бюджетного учреждения, которое обрабатывает персональные данные, намного безопаснее хранить их контролируемой среде, чем выносить куда-то в облако, — объясняет Юлия. — Основные системы стараются держать поближе, как бухгалтерию, например. Она должна быть под рукой. Если отключили свет, или нет интернета, можно включить ноутбук, все всегда с собой. То же самое в ЦСО — во время проверки будет не очень уместно объяснять, что интернет не работает. Поэтому бюджетники более консервативны. Они используют облачные сервисы, но это очень маленькие и понятные вещи, которые можно интегрировать в сайт. Например, электронная доска почета, на которую в конце месяца выгружают из нашей же программы красивые фотографии 10 лучших соцработников, или онлайн-калькулятор для расчета стоимости платных услуг и подачи заявки на их получение. Но это не про основную работу.
Преодолевая препятствия
Сейчас «ТМ Автоматика» продолжает постепенно развиваться. Компания не демонстрирует бурного роста, но расширяет географию продаж и выходит в новые сегменты. В частности, обновленную версию ИС «Учет клиентов ЦСО» будет использовать семейный МФЦ в Ростове-на-Дону, открытие которого запланировано на 25 декабря. Он будет работать, как и центры «Мои документы», в режиме одного окна, специализируясь на предоставлении социальной поддержки и психологической помощи семьям с детьми. «ТМ Автоматика» выиграла конкурс на автоматизацию центра, предложив продукт, работающий в той же логике, что и решение для ЦСО, но с дополнительными функциями — электронной очередью, возможностью передачи клиента от одного специалиста другому и т. п., которые не требуются в центрах социального обслуживания.
Приходится сталкиваться и с проблемами. В частности, в последние два года расходы компании значительно выросли из-за ухода из России части зарубежных вендоров.
— Весь прошлый год и нынешний — это боль, — признается Юлия Голец. — Когда начали уходить поставщики ПО, с которым мы работали, начался постоянный процесс переезда с одного решения на другое. В ряде случаев мы едва успевали переехать, как уходил следующий поставщик. Так мы два года и переезжаем, поскольку работаем с бюджетниками, в этом сегменте нельзя сказать: «Ну, конечно, тут все не совсем лицензионное…» Раньше у нас были лицензии, купленные за условную сумму 100 тыс. рублей, которые мы каждый год продлевали за, опять же условные, 10 тысяч. Уход поставщиков потребовал от нас заново покупать лицензии, которые теперь стоят, скажем, втрое дороже. Покупать приходится вообще все — электронную почту, ПО для поддержки и т. д., и все — в один год. Стоят эти решения очень дорого. Естественно, наши цены в прошлом году тоже заметно выросли, из-за чего несколько учреждений отказались от наших услуг, но здесь мы, к сожалению, бессильны.
Для замены продуктов ушедших вендоров «ТМ Автоматика» старается использовать отечественные аналоги из соответствующего государственного реестра.
— Мы, как оптимисты, верим, что они станут лучше, — говорит Юлия Голец. — Сейчас многими пользоваться больно, какими-то — страшно, но, если ими не пользоваться, то они и не изменятся к лучшему. Например, отечественная система удаленной поддержки, которую мы приобрели, была на тот момент лучшей из всех, которые мы перепробовали, а мы перепробовали все, которые есть в реестре. Но она до сих пор не может работать достаточно стабильно, что в случае некоторых клиентов очень проблематично.
Еще один фактор, сдерживающий развитие автоматизации социального обслуживания, — готовящиеся изменения в государственных информационных системах. В последние годы государство выстроило в этой сфере иерархию, включающую в себя федеральные, региональные и конечные ИС, установленные непосредственно в ЦСО. При этом каждый регион самостоятельно решал, передавать данные с мест на федеральный уровень напрямую или через региональную систему. В Ростовской области используется второй вариант, однако часть региональных информационных систем в сфере социального обслуживания, показала себя не очень эффективно, считает Юлия Голец. В части случаев это просто интерфейсы для передачи данных в федеральные ИС, что затрудняет использование таких решений как ИС «Учет клиентов ЦСО». Сейчас ведется разработка новой федеральной информационной системы, в которую центры будут направлять данные напрямую, минуя региональный уровень, что позволит разработчикам решений для конечных пользователей спокойно продолжить работу. Запуск обновленной ИС ожидался до конца нынешнего года, однако этот срок был сдвинут, теперь, по словам Юлии Голец, рынок ждет этого события в первой половине 2025-го.
Не бизнесом единым
Сейчас «ТМ Автоматика» — компания с коллективом из девяти человек, пятеро из которых, включая Юлию Голец и ее мужа Илью, — разработчики, трое — специалисты по техподдержке. У Юлии и Ильи — пять детей. Две дочери учатся в вузе (одна из них — на программиста), двое сыновей — школьники, еще один ходит в детский сад.

— Сочетать бизнес и большую семью мне удается во многом благодаря тому, что у директора есть возможность установить себе свободный график, — говорит Юлия. — Если бы я работала в найме, меня бы, наверное, давно уволили. А в собственной компании мы с мужем друг друга при необходимости подменяем. Он очень опытный разработчик, IT-архитектор, и полностью контролирует весь процесс производства.
Развивать свой предпринимательский проект Юлии помогает постоянное обучение — мероприятия центра «Мой бизнес», на которых эксперты разъясняют изменения в законодательстве и т. п., а также программы федерального уровня, среди которых — участие в конкурсе «Лидеры России» АНО «Россия — страна возможностей». В нем Юлия дошла до финала и получила возможность познакомиться с предпринимателями и топ-менеджерами федерального уровня.
— У них можно попросить совета, обсудить бизнес-идеи, — говорит предпринимательница. – Много знакомых появилось на международном потоке программы «Женщина-лидер». Когда рядом с тобой 170 сильных, мотивированных женщин, среди которых — полпреды президента, замы вице-президентов крупных банков и т. д., — это новые большие возможности. Мы разрабатывали совместные социальные проекты, а после того, как наш поток закончился, продолжаем совместную работу. В мае следующего года планируем провести в Таганроге большой форум по устойчивому развитию Приазовья. Эта идея получила поддержку на уровне губернатора и городской администрации, а также правительств новых регионов. Будем говорить про туризм, развитие социальной сферы, экономику, экологию Азовского моря. Таганрог для проведения форума выбрали из-за его географического положения, а также потому, что мне очень хочется привлечь внимание именно к нашему городу.
Павел Лысенко
Ваш комментарий будет первым