В Таганроге готовится к реализации проект «Краеведческие шахматы». Оригинальная разработка объединит историков-краеведов, литературоведов и 3D-моделистов. Инициатор проекта – Виктория Анохина, заведующая кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). Виктория Сергеевна – автор многих проектов и настоящий генератор идей, в чем мы лично смогли убедиться. Наше интервью получилось не только и не сколько о краеведческих шахматах, скорее – об активной жизненной позиции, неравнодушии и творческом начале. Впрочем, читайте сами!
Когда случайности неслучайны
Все началось со случайной встречи со знакомой по педагогическому лицею, Мариной Ткачишиной, рассказывает Виктория. Сегодня Марина Владимировна – директор Благотворительного центра реализации социальных проектов «Мой Мир» в городе Выборг. Встреча же состоялась в Москве, где обе оказались на одном из мероприятий Медиашколы НКО. Как часто бывает, когда встречаются два творческих человека, в результате общения родилась идея – совместить шахматы и историческую составляющую, как это было сделано в Выборге, где разработали набор шахмат с фигурами в виде архитектурных памятников (это тоже идея Марины Ткачишиной).

Знаменитости на шахматной доске
Суть идеи в том, чтобы на доске вместо привычных всем шахматных фигур использовать фигурки людей, связанных с Таганрогом и прославивших наш город, и таким образом показать его важную историческую роль в масштабах страны.
– Уверена, что такие шахматы станут популярными среди горожан и туристов, станут элементом городского брендбука, а также получат отклик у молодежи, – говорит Виктория, и мы склонны с ней согласиться.
Чтобы проект мог охватить разные категории пользователей, было решено сделать несколько версий наборов.
Так, в основном наборе, по результатам проведенных опросов, люди хотели бы увидеть, конечно же, Петра I – в роли короля, Екатерину Великую (ей опрошенные отвели роль ферзя), Александра I, Федора Апраксина, известных градоначальников и генералов и, конечно же, Антона Чехова и Фаину Раневскую.
Еще один вариант набора предполагает морскую тематику. Он тоже находится в стадии активной разработки.
Литературоведам и ценителям творчества нашего великого земляка будет приятно узнать, что одна из версий краеведческих шахмат, вероятно, будет посвящена персонажам А.П. Чехова.
Отдельный набор будет разработан и для дошкольников.
Простор для творчества на самом деле огромный, ведь можно сделать шахматный набор с деятелями культуры и искусства, с нашими знаменитыми современниками… Есть идеи? Предлагайте!
Поддержка есть
«Краеведческие шахматы» уже на стадии разработки нашли отклик у общественности, говорит Виктория:
– Прежде всего нас поддержал Таганрогский институт имени А.П. Чехова. Здесь мы реализуем и другие наши проекты уже более пяти лет и всегда находим поддержку. В реализации проекта примет участие историк-краевед, член городского экспертного совета по туризму Андрей Войтович. Проведены переговоры с Литературным музеем Чехова в лице заведующей литературным отделом музея Викторией Кондратьевой. Также нам обещали помочь специалисты по 3D-моделированию из Южного федерального университета в Таганроге. Рассчитываем мы и на поддержку администрации, управления образования. Что касается детских шахмат, мы заключили договор о социальном партнерстве с детским садом «Рябинушка» и его заведующей Светланой Белой. Ждем реакции школ города, ведь прежде всего наши шахматы – образовательный инструмент, и мы планируем внедрить их в образовательные учреждения.
Больше, чем просто игра
«Краеведческие шахматы» не ограничатся одними только фигурами. К ним будет прилагаться методическое пособие с объяснениями того, почему был выбран тот или иной персонаж, его роли в развитии города и значимости в общероссийском масштабе.
Кроме того, по мотивам шахматного набора планируется создание видеофильма, который не только сопроводит набор, но и сможет самостоятельно использоваться в качестве, например, учебного пособия или как презентационный продукт.
Интерактивные экскурсии, квесты, квизы – получается целая большая краеведческая история.
Из запроса пространства
Краеведческие шахматы – далеко не единственная общественная инициатива Виктории Анохиной. В числе других – проект «Подросткам-героям – быть! Лучшее время – сейчас!», призванный развивать творческий потенциал молодежи, «Пространство открытых сердец», цель которого – оказать поддержку вынужденным переселенцам.
Но об одном проекте Виктория говорит с особым чувством:
– Есть самый первый, самый важный, самый любимый проект, с которого началась жизнь Таганрогской городской общественной организации развития и коррекции речи и межличностных отношений «Речеград».

специалиста-логопеда навыки. Фото “Речеграда”
«Логопедическая школа выходного дня «Речеград» получила поддержку Таганрогского института им. Чехова, затем города, области, Фонда президентских грантов и успешно реализуется вот уже шестой год:
– Этот проект родился из запроса пространства, – вспоминает Виктория Анохина. – Есть дети с нарушениями речи, и их количество постоянно увеличивается. Есть студенты, которые еще не имеют большого опыта, но готовы работать, пробовать, заниматься коррекцией и развитием речи. И есть инициативная группа, готовая взять на себя ответственность за весь этот проект.
Инициативная группа – это учителя-логопеды высшей квалификационной категории, кандидаты педагогических наук Наталья Макарова, Ольга Жданова, Сергей Гусаров. Под их чутким руководством студенты работают с детьми, получают первичные навыки, чтобы в дальнейшем успешно реализоваться как профессионалам-логопедам.
– Мы с преподавателями и студентами каждый год набираем группу детей и занимаемся вместе с детьми и родителями развитием речи, коммуникативных навыков, гармонизацией семейных отношений, применяя много новых методов.
Для заботливых родителей
Отдельная подпрограмма «Речеграда» – «Школа заботливых родителей», которую ведет психолог, гештальт-терапевт Лилия Катричева. Пока дети занимаются со студентами, родители интересно и с пользой проводят время на тренингах и семинарах, получая ответы психолога на свои вопросы, делясь переживаниями и родительским опытом в компании других мам и пап.

– Очень непросто было вовлечь родителей в учебно-педагогический, коррекционный процесс, – делится Виктория. – И поначалу мы сталкивались с большими проблемами. Но без помощи родителей ничего не выйдет, и мы учимся взаимодействовать, достигаем совместных успехов. И я хочу поблагодарить родителей, которые откликаются и участвуют во всех наших начинаниях.
Как всякий живой организм, «Речеград» растет, развивается, и недавно на его базе возникло новое направление – «Лого-коннект». В его рамках студенты, педагоги и родители ведут совместную деятельность, направленную на привитие интереса к чтению у дошкольников. Проект стартовал в сотрудничестве с детским садом №52 и его заведующей Юлией Кривосудовой.
Все начинается с линии
Если посмотреть на все проекты, реализуемые Викторией Анохиной и ТГОО «Речеград», можно заметить, что через них красной нитью (или нейрографической линией – кто в теме, поймет) проходит нейрографика.
Нейрографика – это психологический метод, основанный на связи мелкой моторики, работы зеркальных нейронов, нейронного контура в целом, на связи воображения, речи и мышления, и, прежде всего, творчества. Этот метод представляет собой своего рода интуитивное рисование, где все начинается с необычной линии. Метод был разработан профессором, доктором психологических наук Павлом Пискаревым. За десять лет он обрел популярность и преподается уже на пяти языках мира.

– К нейрографике я пришла случайно, хотя, говорят, случайностей в жизни не бывает, – рассказывает Виктория. – А поскольку я всегда любила учиться, решила освоить и этот новый психологический метод. Пять лет назад я начала изучать его глубоко и серьезно. Сейчас публикую научные статьи на эту тему с примерами и результатами конкретных исследований, в том числе в журналах, рекомендованных высшей аттестационной комиссией.
Нейрографика, говорит Виктория, прекрасно гармонизирует, помогает регулировать свое эмоционально-психологическое состояние и подходит практически для всех, что позволяет его использовать в работе и с детьми, и со взрослыми:
– Этот метод мы используем в работе с детьми и родителями. Он являлся основным в реализации проекта для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Мы применяли его в работе с подростками. Регулярно обращаемся к нейрографике и в логопедической школе выходного дня. А сейчас этот метод мы вводим в классические прописи для дошкольников и младших школьников. Это еще одна наша разработка – развивающие прописи с элементами нейрографики, где на основе классических прописей развивается умение вести нейрографическую линию, округлять и проходить все этапы алгоритма.
Начать с себя
На вопрос – откуда черпаете энергию для всех своих проектов, идей, инициатив – Виктория отвечает:
– Мое главное желание – сделать свою жизнь, жизнь своих детей и жизнь окружающих лучше, добрее, светлее. Ну и, конечно, я много занимаюсь саморазвитием. От рисования нейрографики до занятий спортом, цигуном. Я развиваюсь, я люблю людей, люблю Таганрог, именно поэтому я чувствую, что могу сделать что-то доброе, прекрасное. Но основной мотиватор – это, конечно, дети. Я хочу, чтобы мои дети были смелыми, свободными и счастливыми. А значит, прежде всего, такой должна быть я. И я над этим работаю.
Александра ШЕПИТЬКО
Ваш комментарий будет первым