TagTown

Время, город, люди

«Автономные робототехнические системы – это будущее»

Сопредседатель оргкомитета конкурса «АЭРОБОТ», директор НИИ робототехники и процессов управления Южного федерального университета Вячеслав Пшихопов — о развитии конкурса, передовых исследованиях ЮФУ в области робототехники и будущем отрасли

Пшихопов

Вячеслав Хасанович, «АЭРОБОТ» проходит уже не в первый раз. Как всё начиналось?

– Это уже четвёртое мероприятие. Инициатива принадлежит Фонду перспективных исследований. Четыре года назад они поставили задачу по выявлению лучших решений в области автономных систем управления и навигации. На тот момент наиболее подготовленную команду выдвинул Южный федеральный университет, став победителем этого мероприятия во всех этапах и номинациях. С тех пор мы являемся организатором последующих конкурсов «АЭРОБОТ».

Что даёт специалистам участие в «АЭРОБОТЕ»?

– Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определить, для чего мы вообще проводим эти соревнования. С нашей экспертной точки зрения, исходя из опыта и задела, мы понимаем, что автономные робототехнические системы – это будущее и в гражданской отрасли, и в военном применении. Поэтому чтобы получить решение в этой области, необходимо создать профессиональную среду, которая могла бы на уровне фундаментальных и прикладных разработок приблизить нас к решению поставленных задач. Одна из таких ступеней апробации предлагаемых результатов – это как раз данные соревнования.

Насколько изменился «АЭРОБОТ», если сравнивать с первыми соревнованиями?

– Пожалуй, задания для участников стали сложнее. Но если говорить о недостатках мероприятия, темп и динамика нас не устраивают. Это системная проблема.

В 2020 году на первых соревнованиях взлетела одна команда – наша, представлявшая Южный федеральный университет. В этот год уже 4 команды из 11 присутствующих активно летали на полигоне и предъявляли свои очень интересные решения. Но ещё раз повторю: динамика не та, которую от нас ожидает государство и общество. Здесь уже появляется системное решение. Я бы хотел отметить декабрьское поручение президента РФ по развитию отрасли беспилотных авиационных систем (БАС), его сентябрьские указы по постановке национального проекта, федеральных проектов, которые стартуют со следующего года.

Надеюсь, что последующие соревнования «АЭРОБОТ» наберут ту силу, покажут те результаты, на которые рассчитывает Верховный главнокомандующий и мы как организаторы этого мероприятия.

Вячеслав Хасанович, «АЭРОБОТ» – это отличная площадка для встречи ребят из разных вузов, из разных городов и регионов. Помимо соревнований ведётся ли взаимодействие с этими организациями в рамках каких-то работ, проектов, программ обмена, стажировок?

– Да. «АЭРОБОТ» – это не единственная площадка, на которой встречаются профессионалы, разработчики беспилотных авиационных систем. У нас есть замечательная экспертная научно-практическая площадка – Всероссийская научно-практическая конференция в Домбае.

Мы часто проводим встречи в рамках рабочей группы научно-технического совета военно-промышленной комиссии, которую я возглавляю. Она посвящена различным технологиям, применяемым в беспилотных авиационных системах. Поэтому такие встречи у нас происходят в различных форматах на регулярной основе и, естественно, мы тоже присматриваемся к участникам этих мероприятий. Здесь присутствуют команды, с которыми у нас уже есть и были контрактные отношения. Я думаю, что круг этих интересантов будет расширяться.

Домбайская конференция не раз упоминалась на «АЭРОБОТЕ». Можете рассказать о ней подробнее?

– Конференция носит название «Перспективные системы и задачи управления». В апреле 2024 года она пройдёт в 19-й раз. Там нет такого соревновательного поля, которое представляет «АЭРОБОТ». Но в Домбае идёт обсуждение серьёзных вопросов, существующих в области робототехники на сегодняшний день. Основная проблема, самое слабое звено в контуре управления – это оператор, а также скорость принятия решений и их точность. Несомненно, завтрашний день за автономными системами. В первую очередь, на поле боя и в гражданской сфере, конечно, тоже.

Домбайские обсуждения посвящены как раз проблематике создания БАС. В рамках этой конференции действует молодёжная школа-семинар, на которой выступают ведущие специалисты РФ в области навигации, управления, связи. Это конкурсное мероприятие на лучший доклад.

Имеет место «взрослая» конференция в формате пленарных докладов, круглых столов. Есть, что послушать, тем более для молодых ребят. Есть, с кем пообщаться. Есть возможность оценить какие-то совместные работы, контракты с учётом того, что в Домбайской конференции участвует порядка 200-250 человек, представляющих университеты, Российскую академию наук, предприятия военно-промышленного комплекса, органы военного управления министерства обороны, МЧС и другие силовые структуры. Поэтому такой конгломерат заказчиков и разработчиков позволяет принимать выверенные решения, которые потом оформляются в виде проекта решения конференции и направляются в федеральные органы исполнительной власти.

Ну а само место Домбай располагает и к работе, и к отдыху. Это известный горнолыжный курорт, прекрасный воздух, корабельные сосны. В общем, есть возможность совместить приятное с полезным.

В одном из корпусов ИТА ЮФУ у НИИ РиПУ уже есть небольшой полигон. Скажите, как идёт реализация проекта по строительству другого полигона, который потенциально будет общим пространством для БПЛА, подводных и наземных аппаратов?

– Тот полигон, который вы упоминаете, мы построили в рамках грантовой поддержки Российского научного фонда (РНФ). Это динамический полигон, поэтому для нас условия «АЭРОБОТА», где присутствуют исключительно статичные препятствия, проще, чем то, чем мы сегодня располагаем.

Но мы понимаем, что нельзя ограничиваться только беспилотными летательными аппаратами. Нужно рассматривать системы во взаимодействии с традиционными экипажными машинами, комплексами с людьми, личным составом, другими роботами. Поэтому возникла задача, поддержанная и Советом Федерации, и военно-промышленной комиссией РФ по организации такого межсредового научно-испытательного полигона для отработки технологии группового применения.

В состав полигона войдет цифровая площадка в виде унифицированного имитационно-моделирующего комплекса (УИМК) и физическая (натурная) площадка в виде экспериментального испытательного полигона для отработки, совершенствования, верификации и валидации моделей, алгоритмов и сценариев применения РТК и их групп.

Создание такого полигона в ЮФУ будет способствовать доведению решений в области робототехнических комплексов до TRL более 5, обеспечит сокращение в 1,2-1,3 раза сроков разработки РТК нового поколения с одновременным снижением затрат на 10-20% за счет выявления ошибок на стадии моделирования и полигонных испытаний.

Вячеслав Хасанович, два круглых стола «АЭРОБОТА» позади. По их итогам какие вы бы выявили наиболее явные проблемы и что войдёт в проект решения?

– Первый круглый стол был посвящён механизмам развития национальной системы научно-практических и соревновательных мероприятий в области БАС, второй назывался «Интеллектуальные технологии одиночного и группового управления беспилотными авиационными системами: современное состояние, перспективы развития».

В проекте решения мы только повторим те проблемы, которые оглашали в рамках Домбайской конференции и на других экспертных площадках. Они носят организационный и фундаментальный характер.

Отрадно, что в последнее время к нашим решениям, постановке наших задач начинают прислушиваться федеральные органы исполнительной власти. Есть надежда, что итоги прошедших круглых столов также будут восприняты благоприятно. И сегодня это в своём приветствии в адрес конференции огласил Олег Чурилов, директор департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки России. Он подчеркнул, что готов работать с Южным федеральным университетом в дальнейшем по организации подобных мероприятий и других форматов взаимодействия, позволяющих развивать отрасль БАС.

Наверное, заключительный вопрос. В ближайшие 5-10 лет, на ваш взгляд, в каких областях робототехники случится наибольший прорыв?

– Я бы выделил две области. Первая – это уже назревшая и необходимая сфера вооруженного противостояния. Мы видим, что дистанционно управляемые беспилотные летательные аппараты не решают задачи, возложенные на них, потому что легко заблокировать канал связи «оператор – беспилотник». Невозможно их использовать в автоматических режимах, поскольку противником блокируется также и система спутниковой навигации. Поэтому тут уже назревшее, я бы даже сказал, перезревшее решение в части создания автономных систем. Думаю, здесь будет мощный всплеск после того, как СВО закончится.

Вторая сфера из гражданских – это агропромышленный комплекс. Там тоже и потребитель, и разработчики готовы представить достаточно интересные интеллектуальные решения робототехнических систем, комплексов, упрощающих деятельность в данной отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *